-
О журнале
-
Редакционная коллегия
-
Условия публикации
-
Регламент опубликования статей
-
Публикационная этика
-
Архив
-
Статьи по авторам
-
Статьи по рубрикам
-
Подписка и распространение
-
Библиотека журнала «Вопросы образования»
-
Контакты
Рейтинг Science Index
|
1 место — в рубрике «Народное образование и педагогика» (2020)
10 место — в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год (более 4000 журналов)
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 6,925 (с учетом цитирования из всех источников)
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 3,483
Десятилетний индекс Хирша 2020: 39
|

|
|
|
Образовательная политика |
|
8–19 |
Генри Розовски - экономист, почетный профессор Гарвардского университета, декан факультета гуманитарных и естественных наук (1973–1984), исполняющий обязанности ректора Гарвардского университета (1984–1887).
Применительно к США нет смысла говорить о высшем образовании или об университетах вообще. Университеты должны быть разделены на категории, с тем чтобы обеспечить специфические критерии оценки, дифференцированную критику и соответствующие подходы в инвестировании и развитии. Автор сосредоточивает внимание на вершине пирамиды американского высшего образования — государственных и частных исследовательских университетах. Всем этим университетам присущи шесть характеристик, тесно связанных с высоким качеством образования: совместное управление, академические свободы, отбор по заслугам, значимое человеческое общение, сохранение культуры, статус некоммерческой организации. Неэффективные системы управления университетами являются главным препятствием для их совершенствования и оказывают гораздо более сильное влияние, чем недостаточное финансирование. Неэффективное управление включает избыточное вмешательство министерства образования в политику университетов, отсутствие ясности в распределении полномочий, а также барьеры на пути участия профессорско-преподавательского состава в управлении университетом и проявлении инициативы.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
20–43 |
Мартин Финкельштейн - PhD, профессор высшего образования в Университете Сетон-Холл, Нью-Джерси, США. E-mail: martin.finkelstein@gmail.com
Кевин Иглесиас - соискатель PhD, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем доступности высшего образования при Университете Сетон-Холл, Нью-Джерси, США. E-mail: kevin.iglesias@student.shu.edu
Адрес: 400 South Orange Avenue, South Orange, N J 07079.
Панова Анна Алексеевна - младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ. E-mail: apanova@hse.ru
Юдкевич Мария Марковна - кандидат экономических наук, проректор НИУ ВШЭ, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, заведующая Международной научно-учебной лабораторией институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ. E-mail: yudkevich@hse.ru.
Адрес: Москва, 101000, Мясницкая, 20.
Авторы предлагают аналитическую модель для оценки перспектив молодых преподавателей, которая основана на анализе положения и возможностей специалистов, выходящих на академический рынок в 10 странах: Бразилии, Китае, Индии, Франции, Германии, Норвегии, России, Португалии, ЮАР и США. Они выделяют четыре индикатора спроса: темп прироста численности студентов; затраты на исследования и разработки и на образование; распределение имеющихся преподавателей по возрасту и должностям в соответствии с национальной пенсионной политикой; изменение технологий, наличие новых моделей обучения и степень охвата студентов и преподавателей этими моделями. Основополагающими показателями предложения авторы считают зависимость национальной системы от объема предложения со стороны молодых специалистов со степенью и статус аспирантуры: является ли она первым этапом академической карьеры или всего лишь подготовкой к ней. Эффективность процесса найма преподавателей оценивается на основании степени открытости поиска и отбора кандидатов и наличия конкурентной борьбы за новые должности. Показано, что национальные системы высшего образования рассматриваемых стран, оцениваемые по численности студентов и преподавателей, существенно выросли, и в то же время эти системы как доля национальных экономик остались практически неизменными.
| |
|
44–81 |
Карданова Елена Юрьевна - кандидат физико-математических наук, доцент, директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: ekardanova@hse.ru Адрес: Москва, 101000, Милютинский пер., 13.
Пономарева Алена Александровна - стажер-исследователь Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: aponomareva@hse.ru Адрес: Москва, 101000, Милютинский пер., 13.
Осин Евгений Николаевич - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии НИУ ВШЭ. E-mail: alien.existence@gmail.com Адрес: Москва, 109316, Волгоградский пр‑т, 46Б.
Сафуанов Ильдар Суфиянович - доктор педагогических наук, профессор Института математики и информатики Московского городского педагогического университета. E-mail: safuanov@yahoo.com Адрес: Москва, 129226, 2‑й Сельскохозяйственный пр., 4.
Для внедрения современных методов обучения необходимо изменить убеждения учителей. В понятии «убеждения» обобщаются концепции, взгляды и личная идеология учителя, которые лежат в основе его практики. Выделяются традиционные убеждения, согласно которым суть обучения состоит в прямой передаче знаний, и конструктивистские, ориентированные на построение знаний самими учащимися с помощью специально организованнойдеятельности. 390 учителей в Латвии, 332 учителя в Эстонии и 1096 учителей в Российской Федерации заполняли опросник Nordic-Baltic Comparative Research in Mathematics Education (NoRBA). Установлено, что различия между учителями разных стран — независимо от того, являются ли эстонские и латвийские учителя русскоговорящими, — статистически значимы по всем шкалам, участвовавшим в анализе. Все учителя реализуют свои убеждения в ежедневной практике в классах. В России 36% учителей имеют высокий уровень конструктивизма (26% в Латвии и 18% в Эстонии). В Латвии и Эстонии доля учителей, имеющих низкий уровень традиционализма (около 25% в обеих странах), превышает аналогичный показатель среди российских учителей (17,5%). Авторы приходят к выводу, что разные подходы к реформированию системы образования, используемые в России, с одной стороны, и в прибалтийских государствах — с другой, привели к значимым различиям в убеждениях учителей математики.
| |
|
82–108 |
Подольский Олег Андреевич - PhD, кандидат психологических наук, национальный координатор PIAAC в Российской Федерации, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: opodolskiy@hse.ru
Попов Дмитрий Сергеевич - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: dpopov@hse.ru
Адрес: Москва, 101000, Милютинский пер., 13.
Статья открывает серию публикаций о результатах первого международного исследования компетенций взрослого населения (Programme for the International Assessment of Adult Competences, PIAAC) в России. Представлены обзор реализованных международных проектов в области сравнения компетенций и анализ компетентностного подхода в оценке достижений. Описаны методология, инструментарий и характеристики выборки исследования, проведенного в России. Впервые приведены ключевые результаты PIAAC в РФ, которые обсуждаются в контексте перспективного углубленного анализа данных.
| |
|
109–131 |
Князев Евгений Анатольевич (1955–2013) - доктор экономических наук, профессор, директор Центра университетского менеджмента Института образования НИУ ВШЭ
Дрантусова Наталья Владимировна (1971–2013) - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра университетского менеджмента Института образования НИУ ВШЭ.
Анализируется влияние интеграции в европейское образовательное пространство на российскую систему высшего образования. В качестве движущих сил трансформации рассматриваются два общеевропейских тренда: институциональная дифференциация, которая основана на внедрении многоуровневой системы образования, и перестройка взаимоотношений высшего образования с широким окружением. Показано, что многоуровневость системы высшего образования в России реализуется в виде инициированной государством вертикальной дифференциации вузов на основании научных результатов и концентрации ресурсов в ограниченной группе ведущих вузов. Данная практика, по мнению авторов, не учитывает неоднородность группы ведущих вузов, получающей преимущественное право на реализацию программ магистратуры; внутреннюю неоднородность отдельных вузов, в которых могут быть подразделения и с сильным научным потенциалом, и ориенти рованные на массовый спрос на образовательные услуги; опасность ограничения активности вузов насаждением сверху жестких рамок деятельности в условиях, когда магистерские программы являются для вузов полем предпринимательства. Выделены четыре модели организации деятельности вузов в условиях трансформации системы высшего образования: университет-исследователь, университет — системный интегратор, университет — региональный интегратор, университет — кадровый конструктор.
| |
Практика |
|
132–151 |
Рогозина Татьяна Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и экономики в образовании Ленинградского областного института развития образования, заведующая научно-аналитическим отделом ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия „Альма Матер“». E-mail: dg8625@yandex.ru
Щур Татьяна Аяновна - генеральный директор ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия „Альма Матер“». E-mail: school@alma-mater-spb.ru
Адрес: Санкт-Петербург, 191015, ул. Шпалерная, 50а
Идея прогностической функции частных школ состоит в том, что возникновение проблем в образовательной деятельности частной школы, обусловленное изменениями в социальном заказе к системе образования, образовательных запросах родителей и составе учащихся, предвосхищает появление сходных проблем в государственной школе. В условиях системных изменений российского образования, при разработке и реализации программ развития государственной школы имеется возможность учитывать уже существующий опыт частных школ, который в данном материале рассматривается на примере основания, становления и развития частного образовательного учреждения «Санкт-Петербургская гимназия „Альма Матер“».
| |
Статистика и социология образования |
|
152–179 |
Рощин Сергей Юрьевич - кандидат экономических наук, проректор, заведующий кафедрой экономики труда и народонаселения, заведующий научно-учебной лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ. E-mail: sroshchin@hse.ru
Рудаков Виктор Николаевич - аналитик научно-учебной лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ. E-mail: victor.n. rudakov@gmail.com
Адрес: Москва, 119049, Москва, ул. Шаболовка, 26.
Влияние качества вузов, финансовых, академических и социально-демографических факторов на вероятность студенческой занятости, а также мотивы выхода студентов на рынок труда исследуется на основании данных опроса старшекурсников российских вузов, проведенного в 2013 г. в рамках проекта «Мониторинг экономики образования». Используются методы дескриптивного анализа и регрессионного анализа: влияние факторов оценивается при помощи логистической модели бинарного выбора (логит-регрессии). Установлено, что наибольший положительный эффект на вероятность совмещения учебы и работы оказывают такие факторы, как обучение в ведущем вузе, обучение в магистратуре, обучение на специальностях, связанных с иностранными языками, математикой и программированием, дизайном, архитектурой и культурологией. Отсутствие финансовой поддержки со стороны семьи, обучение на бюджетных местах и принадлежность к мужскому полу также значимо увеличивают вероятность студенческой занятости. Исследование позволило построить предварительную гипотезу, согласно которой основной причиной совмещения учебы и работы является желание получить опыт работы, причем чаще других работают, по-видимому, более способные студенты. Полученный опыт работы одаренные студенты рассчитывают использовать как дополнительный сигнал об их высокой производительности, который в будущем может принести экономическую отдачу на рынке труда. Эта гипотеза требует проверки.
| |
|
180–201 |
Мигунова Дина Юрьевна - аспирант кафедры социально-экономических систем и социальной политики НИУ ВШЭ; стажер-исследователь Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 20. E-mail: dmigunova@hse.ru
Слушатели программ МВА в РАНХИГС при президенте РФ, занятые в бизнесе и участвовавшие в проведенном в 2010 г. социологическом опросе, разделены на группы в соответствии с их ожиданиями относительно социальной мобильности по окончании бизнес-обучения. Данные группы сопоставляются на основании социально-демографических, социально-экономических и профессиональных характеристик. Сделан вывод о том, что повышению эффективности бизнес-образования по программам МВА может способствовать сегментация слушателей и дифференциация образовательных программ, с тем чтобы разные типы слушателей могли достичь с их помощью своих целей.
| |
Дискуссия |
|
202–221 |
Забаев Иван Владимирович - кандидат социологических наук, доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Адрес: Москва, 115184, ул. Новокузнецкая, 23Б. E-mail: zabaev-iv@yandex.ru
Павлюткин Иван Владимирович - кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 125319, Кочновский проезд, 3. E-mail: euhominid@gmail.com
Авторы рассматривают высшее образование как важный источник не только частного, но и общественного блага. Университетам вменяется особая ответственность за формирование общества. При обилии работ, привлекающих формальные экономические и организационные показатели для описания качества высшего образования и эффективности университетов, сегодня почти нет исследований, в которых объектом выступали бы выпускники вуза как носители определенной культуры. Авторы предлагают способ демонстрации общественных эффектов университета на основании ценностных ориентаций и жизненных практик его выпускников. Данные были получены в результате онлайн-анкетирования более трети выпускников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, проживающих более чем в 100 населенных пунктах России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Их ценности и жизненные практики сравниваются с таковыми совокупной выборки российского населения, информация о которой получена в ходе общероссийских и международных опросов, посвященных семейным отношениям, гражданской вовлеченности, ценностям занятости, социальному капиталу и практикам потребления. На основании полученных результатов сформулирована гипотеза о значении православного университета для отбора и формирования людей, разделяющих ценности ответственности и реализующих их на практике.
| |
Из истории образования |
|
222–235 |
Ветчинова Марина Николаевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Курского государственного университета. Адрес: Курск, 305000, ул. Радищева, 33. E-mail: marx2003@list.ru
В 1850 г. даже в Петербурге не было ни одного учебного заведения, в котором могли бы получить образование дочери небогатых дворян и чиновников. Женское образование стало важнейшей педагогической инновацией второй половины XIX в. В течение второй половины 1858 г. были открыты женские училища в Вологде, Твери, Рязани, Самаре, Туле, Смоленске и Нижнем Новгороде. В статье на основе материалов Государственных архивов Курской и Белгородской областей рассматривается организация учебно-воспитательного процесса и приводятся конкретные примеры деятельности женских гимназий Курской губернии во второй половине XIX — начале XX в., в том числе в годы Первой мировой войны.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
236–255 |
Завалей Анна Игоревна - кандидат философских наук, старший преподаватель отделения культурологии НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 109028, Малый Трехсвятительский пер., 8/2. E-mail: azavaley@hse.ru
Первые два раздела обзора зарубежных исследований по ключевым темам современной философии образования посвящены обсуждению эпистемологических и моральноолитических целей образования. В третьем разделе рассматривается одна из наиболее дискуссионных тем современной философии образования — вопрос о профессиональном статусе преподавателя. Показано, что умение критически осмыслять социально-политические условия производства и распространения знания является одной из важнейших эпистемологических целей образования. Среди этических целей образования традиционно называются личностная автономия, способность к полноценной социальной и экономической жизни, всестороннее личностное развитие, гражданские (демократические) компетенции и способность к кооперации. В последние 20 лет во многом благодаря феминистической и коммунитаристской критике развивается направление, признающее центральной целью образования не автономию рационального субъекта, а идеалы заботы, любви и чувства общности. На основании анализа дискуссий по вопросу о профессионализации преподавательской деятельности автор приходит к выводу, что несмотря на то что преподавание обладает основными чертами профессиональной деятельности, его специфичность делает затруднительным выделение четких критериев профессионализации.
| |
|
256–261 |
Плешков Алексей Александрович - младший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева НИУ ВШЭ. E-mail: apleshkov@hse.ru Адрес: Москва, 107031, ул. Петровка, д. 12.
Проректор НИУ ВШЭ, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ кандидат экономических наук Мария Юдкевич рассказывает в интервью о рождении замысла и истории создания книг «Поколения ВШЭ», вышедших к 20-летию университета. Книга «Учителя об учителях» — это размышления известных ученых о той академической среде, в которой они делали первые шаги в науке. В книге «Ученики об учителях» молодые представители ВШЭ рассказывают о том учителе, который определил для каждого из них понимание идеи университета и академического пути. Первоначально очерки, которые составили эти книги, были специальным приложением к информационному бюллетеню «Окна роста» и оказались чрезвычайно востребованными читателями. В итоге в создании книг приняли участие около 100 сотрудников НИУ ВШЭ. Из книг «Поколения ВШЭ» становится ясно, что появление университета стало возможным благодаря объединению разных традиций и что сегодня эти разные традиции сосуществуют в рамках единой институции за счет открытости, академической честности, профессионализма без оглядки на дисциплинарные, институциональные и национальные границы.
| |
|
262–268 |
Зотов Игорь Александрович - независимый журналист, колумнист, http://www.kultpro.ru. E-mail: pemba@list.ru
К двадцатилетию национального университета «Высшая школа экономики» издан двухтомник «Поколения ВШЭ». Книга «Учителя об учителях» позволяет составить представление о той академической среде, в которой начали свой творческий путь ученые, которые сегодня возглавляют научные школы. В книге «Ученики об учителях» молодые сотрудники ВШЭ рассказывают о тех, кто стал для них главным учителем и помог проложить свой академический путь. Рецензент считает, что первая книга предназначена тем, кто интересуется новейшей историей российской науки и образования, а вторая будет полезна прежде всего абитуриентам, поскольку поможет им если не выбрать себе учителя, то хотя бы понять, какими они бывают. Важнейшие качества учителя, образ которого возникает на страницах данного издания, — эрудиция, стремление воспитать в последователях университетский этос, доступность, самоирония.
| |
|
269–277 |
Любжин Алексей Игоревич - доктор филологических наук, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ. E-mail: vulture@mail.ru
Адрес: Москва, 103073, ул. Моховая, д. 9.
Рецензент высоко оценивает книгу И. В. Зубкова, посвященную повседневной жизни российских преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ на рубеже XIX–XX вв., отмечая чрезвычайно удобный для читателя формат подачи материала, богатство фактических данных. Особой заслугой автора он считает разработанную им схему изложения: сначала для каждой группы определяется правовой статус, затем — финансовое положение, социальная характеристика, мотивация педагогической деятельности и подготовленность к ней, далее — условия и особенности работы в учебном заведении соответствующего типа, включая контакты с родителями учеников, взаимоотношения с учениками, наконец, особенности бытовой обстановки. На основании сведений, почерпнутых из рецензируемой книги, проведено сравнение положения преподавателей средних учебных заведений и земских школ: их материального достатка и уровня жизни, их положения в равнении с другими представителями образованного сословия, отношения к ним родителей их учеников, их взаимоотношений с учащимися в школе. Автор приходит к выводу, что начальная сельская школа и средняя городская — практически разные миры, и этот контраст в национальной системе образования был изначально неизбежен.
| |
Размышления о ... |
|
278–298 |
Сидоркин Александр Михайлович - Ph.D., директор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101000, Милютинский пер., 13. E-mail: asidorkin@hse.ru
Рассматривается соотношение понятия воспитания с прагматическим либерализмом. Автор анализирует проблемы с продолжением традиции воспитания в современном демократическом обществе и приходит к выводу о необходимости модернизации этой традиции. Под воспитанием автор понимает целенаправленную образовательную деятельность по формированию ценностей человека. Воспитание по определению задевает глубокие слои нравственных ориентаций населения, оно затрагивает моральные и культурные ценности, в отношении которых общество в принципе не может добиться единства и согласия. Воспитание чревато конфликтами, а кроме того, его полезность для общества трудно поддается измерению. Сочетание этих двух факторов без активного вмешательства государства может привести к постепенному отмиранию практик воспитания. С точки зрения государственной политики это далеко не самый желательный результат. Для модернизации воспитания, с точки зрения автора, его следует прочно привязать к нуждам экономического и социального развития страны. Ключевые слова: школа, воспитание, религиозное воспитание, дополнительное образование, ценности, человеческий капитал.
| |
|
|